Объединенный институт ядерных исследований на прошлой неделе вновь принимал гостей: на его площадке состоялась международная сессия-конференция секции ядерной физики Отделения физических наук РАН под названием «Физика фундаментальных взаимодействий».
Кстати, стало доброй традицией проводить выездные заседания ОФН Российской академии наук. Как отметил председательствующий на сессии заместитель академика-секретаря Отделения физических наук РАН, руководитель секции ядерной физики академик Валерий Рубаков, выездные заседания связаны с юбилейными датами.
– В Дубне мы собрались по случаю 60-летия ОИЯИ, похожие заседания проводили и в Протвино, в ИФВЭ, когда им 50 лет исполнилось, и в других институтах ядерно-физического профиля. Такое практикуется, и кажется очень полезным побывать на месте, пообщаться с коллегами в спокойной неформальной обстановке, узнать, что происходит, – уточнил Валерий Анатольевич Рубаков.
Наша справка. Валерий Рубаков – академик РАН, доктор физико-математических наук, физик-теоретик, один из ведущих мировых специалистов в области квантовой теории поля, физики элементарных частиц и космологии. Главный научный сотрудник Теоретического отдела, заведующий кафедрой «Физика частиц и космология» МГУ.
«Не вне, а над политикой»
Пятидневная программа сессии вместила в себя основные теоретические и экспериментальные аспекты физики элементарных частиц и связанные между собой проблемы ядерной физики, астрофизики и космологии. Темами докладов, например, стали «Физика на коллайдерах», «Теория фундаментальных взаимодействий», «Физика ароматов, адронов, экзотика», «Ядерная физика низких и промежуточных энергий», «Ядерная физика при высоких энергиях», «Физика нейтрино», «Астрофизика частиц» и т.д.
За это время ученые подробно обсудили и проанализировали сегодняшнее движение ОИЯИ вперед – к новым открытиям и достижениям – в сотрудничестве с Российской академией наук. Открыл сессию доклад директора ОИЯИ академика Виктора Матвеева, который подвел итоги 60-летнего пути развития Института, акцентируя внимание на достижениях мирового уровня коллективов лабораторий и подразделений Объединенного института.
Завершая свой доклад, Виктор Анатольевич подчеркнул, что те аспекты сотрудничества, которые были заложены с самых первых лет существования ОИЯИ, позволили ему поддерживать контакт и быть всегда востребованными в странах-участницах, невзирая на меняющиеся там политические режимы.
– В Европе, как вы знаете, очень часто меняется правительство, которое берет определенные обязательства перед Евросоюзом, проводит анализ, – отметил он. – Казалось бы, вопрос напрашивается сам собой: зачем членствовать в ОИЯИ, если есть ЦЕРН, тем более что насильно никто не заставляет страны быть членами Объединенного института ядерных исследований.
Для того, чтобы такое сотрудничество сохранять, необходима большая заинтересованность в нем, и мы видим, как важно поддерживать контакт, всегда быть востребованными в этих странах, поэтому наше сотрудничество продолжается и крепнет. Причем все политические проблемы остаются за бортом. Но мы никогда не говорим, что ОИЯИ – организация вне политики, мы говорим, что стоим над политикой, – заключил директор ОИЯИ.
Ученый уверен, что творческое международное сотрудничество – та независимая высокая ценность, которая стимулирует получение важного результата в фундаментальных исследованиях. «Мы видим при этом, что многие проблемы, которые, казалось бы, непреодолимы, в рамках международного сотрудничества решаются», – подытожил Виктор Анатольевич Матвеев.
Директора лабораторий ОИЯИ детализировали результаты деятельности международного ядерного центра по основным направлениям исследований. Академик Юрий Оганесян напомнил историю создания в ОИЯИ новых химических элементов, не существующих в природе, рассказав о синтезе и свойствах тяжелейших ядер.
Членкор Российской академии наук, вице-директор ОИЯИ Григорий Трубников акцентировал внимание академиков на уникальном коллайдере тяжелых ионов НИКА. Доктор физико-математических наук, руководитель ЛФВЭ Владимир Кекелидзе раскрыл детали перспективной физики на этом комплексе.
Задача – выяснить нереализованные возможности
На вопрос директору Института, какую роль сыграла Российская академия наук в создании ОИЯИ, Виктор Анатольевич Матвеев ответил:
– Хотя ОИЯИ не член Академии наук, но она сыграла решающую роль в его создании. Если мы себя спросим, кто же главный хозяин этого праздника, чей он в первую очередь, конечно, ответ здесь – академия наук СССР, потому что и сама идея Международного института родилась в ее недрах, и самые первые выдающиеся ученые пришли в ОИЯИ из Академии наук.
Сегодня, говоря о юбилее Института, надо сказать, что это праздник всех наших коллег и в первую очередь Российской академии наук, которая дала блестящие условия для развития и процветания нашего Института.
Сейчас, конечно, мы должны думать, какие у нас с РАН перспективы дальнейшего развития, потому что это может быть самое главное, сосредоточиться на анализе: насколько тесно мы сотрудничаем, и какие нереализованные перспективы у нас есть. Ведь совершенно ясно, что невозможно реализовать такой уникальный проект как НИКА или фабрика сверхтяжелых элементов без участия академиков всех стран и, в первую очередь России, имеющей столько выдающихся специалистов, которые нам как раз остро необходимы.
Поэтому сегодня, рассказывая об ОИЯИ, ставим перед собой задачу выяснить нереализованные возможности, которые помогут нам всем вместе двигать амбициозные проекты на территории России, – подытожил директор Объединенного института ядерных исследований.
РАН – ОИЯИ
Более подробно на существующем взаимодействии между ОИЯИ и Отделением физических наук РАН остановился академик Валерий Рубаков.
– У нас давно уже существует налаженное сотрудничество с ОИЯИ, – отметил он, – и институты, в первую очередь физические, плотно взаимодействуют с Дубной на всех фронтах. Дубненские эксперименты и в теории, и эксперименты за рубежом, в ЦЕРНе, например…
– Можете привести на сегодняшний день несколько примеров такого плотного взаимодействия?
– Сейчас Институт ядерной физики Сибирского отделения РАН делает очень большой вклад в проект НИКА. Электронное охлаждение, например, целиком разработка этого института. Серьезнейшее дело, там занимаются мировые специалисты в этой области, мировые лидеры.
Наш Институт ядерных исследований Российской академии наук по самым разным направлениям ведет работы на нуклотроне и участвует в строительстве комплекса НИКА. В настоящее время предстоит разговор по поводу нейтринной программы – здесь тесное сотрудничество с байкальским нейтринным проектом. Дубна находится в топе этой связки, поэтому список институтов можно продолжать и продолжать, – уточнил Валерий Анатольевич Рубаков.
Прокомментировал академик Рубаков тесное сотрудничество ОИЯИ и ИЯИ по проекту «Байкал», который, по его словам, сейчас достаточно успешно развивается:
– Сегодня на Байкале находятся мои коллеги, весной там идет самая активная работа, – сказал Валерий Рубаков. – Озеро поздно замерзает (это огромный резервуар тепла), и, соответственно, поздно на нем тает лед, поэтому весной, насколько я понимаю, вполне успешно идут работы. Первый элемент детектора, первая гирлянда, первая система, кластер уже существуют там с прошлого года, работают, и не за горами научный результат.
– А ОИЯИ какой вклад вносит в проект?
– О, гигантский сейчас, последний год он подключился очень активно. Вообще проект «Байкал» давно развивался в нашем институте – Институте ядерных исследований РАН, но на недавнем этапе ОИЯИ подключился очень мощно: очень хорошая команда, с одной стороны, с другой стороны, вполне весомые финансовые возможности ОИЯИ. Сейчас это, пожалуй, два главных института в проекте – ОИЯИ и ИЯИ.
– Получены ли на сегодня результаты, нейтрино себя как-то проявили?
– Нейтрино появляются, но пока речь идет о самом начале работ, поэтому о физических результатах затрудняюсь сказать, но вот то, что нейтрино там есть, и они видны – это факт жизни, – заключил академик В.А. Рубаков., сообщает http://dubna.jjew.ru