Князь Голицын, Патриарх Пимен и Николай Ельцин на строительстве канала.

О грандиозной стройке XX века, которую сравнивают с возведением египетских пирамид, расскажет собрание Волжского района гидротехнических сооружений Канала имени Москвы, а также уникальные экспонаты краеведческого общества «Москва-Волга» и предметы из личной коллекции исследователя Сергея Гаева. Экспозиция будет работать в Музее краеведения и археологии города Дубны до 15 сентября 2017 года.

На выставке представлены оригиналы газет и журналов, издававшихся в 1930-е годы в Дмитлаге НКВД, статьи из центральной прессы с хроникой строительства Канала, архивные и личные документы, нагрудные знаки «Ударнику Москва-Волгостроя» и «Строителю Москва-Волга», а также инструменты, которые использовались на стройке уникального гидротехнического сооружения.

Место проведения выставки выбрано не случайно. Своим появлением на карте России Дубна обязана Каналу имени Москвы. Именно здесь в начале 1930-х годов дали старт возведению уникального инфраструктурного объекта для перекачки волжской воды в Москву. В 1933 году с началом строительства Волжского района гидротехнических сооружений Канала был образован рабочий поселок Большая Волга, в 1937 году ставший частью Иваньково, которая, в свою очередь, позже вошла в состав Дубны.

«Историю сложнейшего индустриального проекта создавали люди интересной и трагической судьбы. В строительстве Канала участвовали сотни тысяч заключенных и вольнонаемных. Они стояли за каждым камнем, вынутым из земли, за каждым проложенным рельсом железной дороги, за каждым шлюзом и механизмом. Мы чтим подвиг наших сограждан, отдавших свою жизнь на этой стройке, и хотим сохранить память о них, о тех временах и той грандиозной работе», – говорит руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин.

Значительную часть экспозиции занимают экспонаты из коллекции работника ФГБУ Сергея Гаева, который также является сопредседателем краеведческого общества «Москва-Волга» и сооснователем проекта «Москва-Волга.Ру». Он собрал около 1 тыс. предметов и документов, свидетельствующих об истории Канала. В Музее краеведения и археологии города Дубны представлена лишь часть из них.

«Это собрание стало появляться около 10 лет назад, после того, как я нашел в архиве свидетельство о браке своего деда, Николая Сергеевича Игумнова. Он участвовал в строительстве Канала, будучи заключенным Дмитлага, – рассказывает Сергей Гаев. – Это стало отправной точкой моего интереса к столь знаковому периоду нашей истории, к Каналу и к людям, оказавшимся причастными к этому грандиозному проекту».

Среди вольнонаемных строителей Канала были князья Голицыны (Сергей Голицын поступил на работу геодезистом, а его сестра Мария – геологом) и будущая супруга писателя Михаила Пришвина Валерия Лебедева (работала в гидротехнической лаборатории Москваволгостроя). Среди заключенных Дмитлага оказались Сергей Извеков, больше известный как Патриарх Московский и всея Руси Пимен, один из первых российских авиаторов Александр Раевский, министр Временного правительства Николай Некрасов и отец первого Президента России Николай Ельцин.

Канал имени Москвы (до 1947 года – Канал Москва-Волга) представлял собой огромную строительную площадку второй сталинской пятилетки и своеобразную лабораторию, где отрабатывались новые строительные технологии. Здесь впервые была задействована исключительно советская техника. Уникальные насосные системы поставлял Московский завод «Борец», электродвигатели – Ленинградский завод «Электросила». Для этой стройки были созданы первые гидромониторы, первый пятитонный самосвал и первый экскаватор с объемом ковша 1,5 куб. м.

Выставка в Дубне не единственная в своем роде. В подмосковном поселке Деденево, в Яхромском районе гидротехнических сооружений, с 2007 года на постоянной основе действует Музей Канала имени Москвы. Постоянные экспозиции, посвященные истории Канала, есть также в Долгопрудненском историко-художественном музее и в музее-заповеднике «Дмитровский кремль».

Справочно

ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом, выполняет функции органа государственного управления на внутренних водных путях в 12 субъектах Российской Федерации Центрального региона России. Объекты предприятия включают более 240 гидротехнических сооружений и 3842 км водных путей.