«Сердце» коллайдера NICA доставили в порт Санкт‑Петербурга

После прохождения всех таможенных формальностей, уникальный груз отправится в Дубну.

В морском порту «Бронка» прошла операция по перегрузке уникального сверхпроводящего магнита MPD, являющегося ключевым элементом российского коллайдера NICA.

Сверхпроводящий соленоидальный магнит для детектора MPD произведён фирмой ASG в Италии по проекту российских учёных и дальше будет отправлен в наш наукоград, где в Объединённом институте ядерных исследований (ОИЯИ) занимаются постройкой коллайдера.

Вес уникального магнита составил 71 тонну, при этом общая масса перегруженной в порту «Бронка» детали коллайдера с упаковкой достигла 125 тонн. Грузовая операция производилась самым мощным в мире портовым краном Liebherr LHM 800 грузоподъёмностью 302 тонны.

Магнит – это наиболее дорогая часть коллайдера. Груз из Италии шёл около месяца, перегон из Санкт-Петербурга займёт порядка десяти дней.

«Такая операция требует чрезвычайной внимательности ко всем деталям, в том числе к плавности и равномерности движений перегрузочной техники, к точности, а также к опыту и профессионализму операторов крана. Поэтому мы гордимся тем, что российские учёные доверили перегрузку столь важного для российской науки оборудования именно «Бронке», – отметил генеральный директор порта «Бронка» Николай Негодов.

«Уникальность комплекса NICA состоит в том, что мы изучаем материю при небольших энергиях. Есть Большой адронный коллайдер, у него совсем другие задачи. Наш коллайдер будет изучать переходные процессы, которые происходили на первых долях секунды после Большого взрыва», – рассказал главный конструктор проекта Николай Топилин.

Напомним, NICA (Nuclotron based Ion Collider fAcility) – это новый ускорительный комплекс элементарных частиц класса Megascience, который создаётся на базе ОИЯИ с целью исследования свойств плотной барионной материи.

Его главная задача – изучение структуры Вселенной примерно на десятой микросекунде после Большого взрыва, произошедшего около 13 миллиардов лет назад. Планируемое окончание строительства коллайдера – 2022 год.